Полисы и колонии
В период VIII-V вв. до н.э. проходила Великая колонизация – греки осваивали моря: Средиземное, Мраморное Черное. Закончилась изоляция греческого мира, наступившая с крушением крито-микенской культуры. Начался взаимный культурный обмен с другими народами. Так, греки заимствовали и усовершенствовали финикийское алфавитное письмо, переняли чеканку монет у лидийцев. Египет и Ближний Восток (особенно - вавилоняне) оказали значительное влияние на развитие греческой науки, скульптуры и архитектуры.
В этот период происходит формирование городов-государств – знаменитых греческих полисов. Несмотря на то, что политически Греция не была едина, и полисы конкурировали друг с другом, контакты с другими народами пробудили в греках дух единения, ставший основой позднейшего "эллинизма". Греки постепенно осознают себя единым народом, чему немало способствует религия. Создание единого пантеона греческих богов и общегреческих святилищ усиливают культурные, политические и экономические связи полисов.
Огромное значение имели также различные игры в честь богов, возникшие именно в этот период. Важнейшими из них были: Олимпийские (проводились, начиная с 776 г. до н.э. каждые четыре года, посвящены Зевсу), Пифийские (также раз в 4 года, посвящены Аполлону) и Истмийские (в честь Посейдона, каждые два года).
Однако между греческими городами-государствами существовали и существенные противоречия, обусловленные различиями в социальном устройстве, военной организации и политических устремлениях. Именно поэтому этот период характерен также борьбой полисов за гегемонию в греческом мире, причём основными соперниками становятся Афины и Спарта. Последняя создаёт в VI в. до н.э. Пелопонесский союз для защиты полуострова и противостояния Афинам.
Стремление к совершенству и состязательность – вот главные отличительные черты эпохи. По представлениям греков того времени, человек должен был быть развит всесторонне (как физически, так и духовно), стремиться быть лучше всех.
Период VII-VI вв. до н.э. это также время зарождения греческой историографии, театра и особого жанра литературы – басни. Возникновение последней прочно связано с именем Эзопа.
В архитектуре различают два стиля: тяжеловесный, практичный дорический и более пышный, с декоративными элементами – ионический. Архитектура плотно смыкается со скульптурой – храмы обычно украшают рельефами, устанавливают внутри статуи богов.
Достойна упоминания и керамика этой эпохи. Она поражает воображение разнообразием форм и красотой оформления. Чернофигурная коринфская роспись, при которой по неглазурованной красной глине чёрными красками рисовали батальные и мифологические сцены соперничала с афинской краснофигурной (красная роспись по чёрной глине), отличавшейся более детальной прорисовкой.
Довольно специфичная архаическая культура стала основой классической культуры, которая сыграла огромную роль в развитии всей мировой цивилизации.
<< Крито-микенская культура | Греко-персидские войны >> |